ИНТЕРВЬЮ
[директор]
[интервью]
[грамоты и награды]
Всегда приятно встретить человека, преданного своему
делу, выбранному еще в юности, особенно если этот
человек- педагог. Философ-идеалист Иммануил Кант как-то
сказал: «Два человеческих изобретения можно считать
самыми трудными: искусство управлять и искусство
воспитывать». Слова немецкого философа вспомнились мне
при знакомстве с Нариманом Михайловичем Вагабовым,
директором Дербентского филиала Дагестанского
государственного педагогического университета, ученым и
педагогом, обаятельным человеком и интересным
собеседником.
....
-
Нариман Михайлович, хотелось бы услышать от вас о
Дербентском филиале педуниверситета и о ваших коллегах.
-
Начну с самого педуниверситета. Еще в 1917 году в
Темир-Хан-Шуре открылось учебное заведение, которое
сегодня превратилось в один из крупнейших
научно-образовательных комплексов региона. Число
студентов, обучающихся здесь по 30 специальностям,
доходит ныне до 32 тысяч человек. Университет имеет пять
филиалов в городах республики: Дербенте, Буйнакске,
Хасавюрте, Избербаше и Кизилюрте. ДГПУ плодотворно
сотрудничает со многими международными организациями, в
том числе и такими, как ЮНЕСКО,
WWF , имеет договоры более чём с 20
университетами и другими образовательными учреждениями
Европы (Великобритании, Бельгии, Белоруссии, Украины,
Польши), Америки (США), Африки (ЮАР), Азии (Турции,
Ирана), которые предусматривают возможность участия
наших студентов и аспирантов в программах международного
обмена и обучения за рубежом. В ДГПУ функционируют
аспирантура и докторантура, проводящие послевузовскую
подготовку научно-педагогических кадров высшей
квалификации, в том числе аспирантов по 25
специальностям, докторантов по трем специальностям.
Научное руководство аспирантами осуществляют более 80
высококвалифицированных специалистов, среди которых 60
докторов наук.
-
В Дербентском филиале ДГПУ открыто девять факультетов:
филологический, иностранных языков, исторический, права,
дошкольной педагогики и психологии, начальных классов,
физической культуры, информатики и биологический. У нас
свыше 190 сотрудников, 70 процентов из которых имеют
звания кандидатов и докторов наук. Из них я могу назвать
доктора филологических наук Маиду Алимурзаевну Баширову,
доктора педагогических наук Сафара Яхъяевича Назирова,
кандидатов филологических наук Светлану Джавадовну
Магомедову и Веру Михайловну Мухину, кандидата
педагогических наук Наиру Исметовну Азизову, кандидата
физико-математических наук Джангира Зейнудиновича
Раджабова и многих других, всех не перечислишь. Сегодня
в филиале обучаются четыре тысячи студентов, из них на
дневном отделении - около 2500 человек.
У нас имеются: спортзал площадью в 600 квадратных
метров, Интернет - кафе на 150 посадочных мест, три
компьютерных класса. В прошлом году мы перешли в новый
корпус,
отданный
нам в аренду заводом шлифовальных станков.
Пришлось проделать большой объем работ, чтобы он
действительно выглядел как новый, и теперь здесь ничто
не напоминает об осыпавшейся штукатурке, прогнивших
окнах и дверях, о провалившихся полах.
Мы
можем гордиться просторными аудиториями, из которых еще
не выветрился
запах
краски, длинными коридорами, которые не кажутся узкими
от обилия света
неоновых ламп и белых стен и потолка.
Облицованные красивым кафелем санузлы, выложенный яркой
плиткой двор...
Не все доведено до конца, предстоит еще
немало сделать по
благоустройству, но главное - в
аудитории,
где проходят занятия, завезены новые столы и
стулья, доски; оборудованы компьютерные классы, кабинеты
для преподавателей. В двухэтажном здании нового корпуса
всего 16 аудиторий, в которых одновременно могут
заниматься 600 студентов. Следует отметить, что
финансировались ремонтные работы из собственных средств ДГПУ.
-
Разве вам никто не помог ускорить ремонтные работы?
-
Помогал весь педагогический коллектив. Постаралась
строительная фирма «Шах». И, конечно же, я не могу не
поблагодарить председателя городского Собрания Дербента
Мурада Гаджиева, оказавшего нам неоценимое содействие
при переговорах об аренде с руководством завода
шлифовальных станков.
-
Как нам стало известно из бесед с вашими коллегами, в
филиале взят курс на повышение качества профессиональной
подготовки студентов, на возрождение «культа» учителя,
важной фигуры в истории общества...
-
Если попытаться вникнуть в суть проблемы, можно увидеть,
что именно учитель определяет будущее народа, в этих
словах нет преувеличения. Учитель создает мотивацию для
выбора профессии будущим экономистам, юристам, врачам и
т.д. Мы, педагоги, делаем ставку на молодежь, так как
она лучше чувствует пульс времени, полна энергии
и стремления идти вперед. Наша основная задача на
сегодняшний день -заинтересовать студентов учебой,
всемерно стимулировать их заинтересованность. Ведь если
в школу придет плохой учитель, дети недополучат знаний,
а в результате пострадает все общество. Мы над этим
думаем м предпринимаем соответствующие шаги. Мы будем
так работать над повышением качества образования, чтобы
наши выпускники гордо носили звание учителя.
- Какие качества, по-вашему, делают учителя
первоклассным?
- Прежде всего - любовь к своей
профессии, хорошие знания. Он всегда должен быть
примером для других, сам постоянно учиться, чтобы учить
других.
-А каким, по-вашему, должен быть директор школы или
руководитель другого образовательного учреждения, к
примеру, того же филиала университета?
- На этот вопрос я могу ответить словами советского
педагога и писателя Антона Макаренко «Единство
педагогического коллектива - совершенно определяющая
вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином,
спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером
руководителем, больше сделаем чем какой угодно опытный и
талантливый педагог, который идея вразрез с
педагогическим коллективом». Каждое решение руководитель
должен принимать, вся чески избегая ошибок, без спешки и
суеты. Безусловно, большое
значение имеет благоприятная атмосфера
в коллективе. Не могу не отметить, что в этом смысле мне
повезло: я всегда работал и в настоящее время работаю в
дружном, сплоченном коллективе, где все понимают друг
друга с полуслова, интересно учиться друг у друга. Наша
сила именно в коллективной дружбе и в коллективной
совести.
Дербентский
филиал занял первое место в ДГПУ по итогам
научно-исследовательской деятельности, за что получил
диплом из рук ректора университета Д.М. Маллаева. Наша
команда «Троянский конь» в апреле
прошлого года стала финалистом
VIII
чемпионата России по интеллектуальным
играм среди
студентов, а в мае успешно выступила на фестивалём
интеллектуальных игр
«Третий блин». Филиал награжден
дипломом администрации Дербента и Комитета по делам
молодежи за участие в фестивале
«Студенческая
весна-2008». Этот список можно продолжить.
- Нариман Михайлович, хочу спросить у вас как у
педагога и ученого: что больше всего мешает нам жить
лучше, достойно?
-
Безответственность и безнаказанность
и прочие
бытовые пороки.
-
Что нужно человеку для счастья?
-
Здоровье, счастливая семья, успешная карьера. Именно
таких людей и высокообразованных специалистов мы и
стремимся выпускать из стен нашего филиала.
Буба МЕЛИКОВ,
член Союза журналистов России
назад |
|